Интервью с ректором Колледжа Грицом Ильей Яковлевичем
- Первый вопрос - о названии Колледжа. Почему оно такое странное?
Это вызывает вполне светские ассоциации о каком-то культурном
наследии…
- Это слово в качества имени колледжа мы взяли из 20-й главы
книги Деяний св. Апостолов, из прощальной речи апостола Павла:
"И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему
назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными".
Несомненно, что под "наследием" апостол понимает, в
первую очередь, Самого Сына Божьего, Его Церковь, а также Св.
Писание как Его слово. Это наследие, оставленное Господом Иисусом
Христом апостолам и всем нам, является нашим общим и неразделимым
сокровищем. Поэтому нам показалось важным дать новому учебному
заведению такое имя.
- В Москве за последние десять-пятнадцать лет создано немало
различных христианских учебных заведений, в том числе и библейских.
В чем особенность вашего Колледжа?
- Она состоит в том, что колледж предназначен для тех, кто уже
несет в церкви какое-то определенное служение. Это молодые по
духу люди, но не обязательно юные по возрасту. Практически у всех
студентов колледжа уже имеется определенная богословская и библейская
подготовка.
- Означает ли это, что люди, желающие изучать Священное Писание,
но пока совсем с ним не знакомые, не могут учиться в Колледже?
- Как правило, дело обстоит именно так. Но мы всегда смотрим
на конкретного человека, который пришел в колледж. Исключения
всегда могут быть, и они действительно бывают.
- Есть ли какие-то ограничения по полу, возрасту, образованию?
- Разумеется, нет! Колледж отрыт для мужчин и женщин. Желательно,
чтобы у студентов уже было какое-то образование - высшее, среднее
специальное или общее. Но его отсутствие не может стать причиной
для отказа в приеме. Что касается возраста, то мы стараемся не
принимать совсем юных людей. Опыт жизни Церкви показывает, что
сознательное и ответственное служение людей крайне редко встречается
раньше 21 года - возраста взросления. На этот возраст как минимальный
мы и ориентируемся при приеме студентов. Верхних же возрастных
границ, разумеется, нет.
- Есть ли ограничения по конфессиональной принадлежности?
- Нет. Библия как слово Божие - наше общее достояние и наследие.
Мы не смеем ставить какие-то преграды людям, исповедующим Иисуса
Сыном Божиим и желающим сознательно служить Ему и Его Церкви.
- Требуются ли для поступления в колледж какие-то рекомендации
от церковного руководства или благословение священника?
- Поскольку служение церкви не может быть частным делом, мы рекомендуем
абитуриентам взять такое благословение у священника или согласие-рекомендацию
той конкретной общины или церковного собрания, членами которого
они являются. Но мы не можем обязать студентов иметь такие благословения
или рекомендации. В колледж приходят взрослые, ответственные люди,
и мы не должны относиться к ним как к неразумным детям.
- Сколько лет длится учеба в колледже?
- Нормальным образом - три года, на такой срок рассчитана ее
учебная программа. Но, в зависимости от характера служения, этот
срок может быть и меньше. А если появятся люди, которые захотят
углубиться в исследование Св. Писания, то возможен и четвертый
год.
- Означает ли это, что студенты могут выбирать для себя отдельные
предметы?
- Именно так и обстоит дело! Все зависит от конкретного характера
служения. У нас имеются студенты, которые посещают и изучают даже
только один предмет, который им необходим для служения. Мы не
считаем, что у нас есть право им отказать в этом.
- А сколько всего в колледже предметов?
- Программа за три года обучения предусматривает всего пятьдесят
различных библейских дисциплин.
- Почему в колледже совсем не изучаются богословские и исторические
предметы, но только дисциплины библейского круга?
- Для этого существуют конфессиональные учебные заведения. В
разных церквах, даже внутри какой-либо одной церковной традиции,
существуют различные представления о философии, богословии, истории
церкви, богослужении и т.п. Все это вызывает споры, подчас очень
острые. В изучении Библии также, разумеется, люди спорят, но это
- дискуссии уже иного порядка. Споры и разделения в библеистике
не проходят по границам конфессий.
- В чем же состоит главное разделение в библеистике?
- Оно, как и в жизни, проходит по границе веры и неверия. Между
двумя исследователями или просто людьми, принадлежащими к разным
христианским традициям, но верующими в Иисуса как Сына Божьего
и признающими Библию Его словом, и, главное, живущим в соответствии
с этим, гораздо больше общего, чем между людьми одной традиции,
но для которых жизнь и вера, жизнь и Св. Писание - разделены.
- Означает ли это, что для людей неверующих поступление в
колледж закрыто?
- Пока они остаются неверующими - определенно закрыто. Но это
не означает, что этот вход будет для них закрыт навсегда. Жизнь
покажет…
- Есть ли в преподавании колледжа что-то уникальное, чего
нет больше ни в одном учебном заведении?
- Да, такие предметы у нас имеются. Самый уникальный из них называется
по-русски довольно длинно: "Молитвенное чтение Священного
Писания". В истории Церкви он известен с самых первых дней
ее существования под латинским именем: "Lectio Divina".
Этот урок, если так только можно выразиться, проходит в колледже
каждую неделю, и на него собираются все его студенты, преподаватели
и сотрудники. Преподаватель, который ведет эти встречи, не является
на нем самой важной персоной, он только ведущий. Цель этих занятий
- обретение опыта совместной встречи с живым словом Божиим. На
этих встречах мы учимся прислушиваться к нему и слышать его. Их
уникальность еще и в том, что, в отличие от остальных занятий
в колледже, это открытые уроки. По предварительной договоренности
их часто посещают разные люди.
- Кто же был на этих уроках?
- И священники, и пасторы, и дьяконы и даже епископ. Были и "простые"
люди, которые уже имеют или только хотят найти свое служение,
причем из очень разных традиций, стран и даже языков.
- Но очень и очень сложно даже просто найти взаимопонимание
между такими разными людьми, а, тем более, пытаться понять очень
непростой текст Библии вместе! С какими трудностями пришлось столкнуться?
- В это трудно поверить, но никогда никаких непреодолимых трудностей
не было! Мы всегда прекрасно понимали друг друга. Возможно, это
чудо происходило оттого, что в центре нашего общения были не мы
сами, а Священное Писание.